Понятие права

Термин «право» отличается своей многозначностью. Благодаря ему можно обозначить самые разные явления: систему идей; представление о том, каким должно быть естественное право (позитивное право); совокупность норм поведения, издаваемых государством; явления морального и нравственного характера.
Определений этого понятия существует великое множество. Рассмотрим основные.
Самое распространенное определение термина «право» предложил ученый Черданцев А.Ф.: «Право — это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений».
Право – это объединение признаваемых обществом нормативов справедливости и равенства, которые обеспечены официальной защитой регулирующих согласование свободных воль и их борьбу во взаимоотношениях друг с другом.
Как считает Матузов, термин право применяют, во-первых, в смысле обще социальном, то есть в качестве права народов или же морального права, и т.п., где возникает понятие о культурных политических, нравственных и иных объективных возможностях поведения субъектов.
Во-вторых, этим термином маркируется право возможностей определенного субъекта. В этом случае право является субъективным, то есть оно принадлежит определенной личности и зависит от его желания и воли, например, право на субъективную защиту, на образование, на пользование культурными ценностями, на труд.
В-третьих, право представляется юридическим инструментом, который связан непосредственно с государством. Он состоит из огромной системы отраслей, институтов и норм. Другими словами – это объективное право (законы, конституция, нормативные договоры, подзаконные акты и т.д.) ¹1.
С.С. Алексеев представил другую формулировку права: “Право — это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения”.
Иными словами, право, во-первых, единственная система норм, которые обязательны для исполнения всеми гражданами. Некоторые нормы прописаны специально для определенных социальных групп населения.
Во-вторых, право защищается и гарантируется государством, в то время как иные социальные нормы государством могут лишь поддерживаться, и только в том случае, если они не вступают в противоречие с правом. Государство не принуждает граждан к их соблюдению.
В-третьих, право санкционируется и устанавливается государством, в то время как остальные социальные нормы могут возникать спонтанно и присутствовать в виде стойких убеждений граждан, и наличием общественного мнения (обычаи, традиции, мораль), или же разрабатываются определенными организациями.
В-четвертых, нормы права выражаются в официальной форме: они устанавливаются в виде судебных решений, законов и т.п. Они закрепляют права и обязанности, обладают самой четкой формальной определенностью. Право – это разветвленная система, четко детализированная, тем не менее, она отличается логической взаимозависимостью отдельных норм и внутренним единством. В отличие от права мораль и обычаи закрепляют, в основном, эталоны поведения (общие принципы).
Г.Ф. Шерешеневича определяет понятие следующим образом: “Право есть функция государства, и потому логически оно немыслимо без государства и до государства”.
Иммануил Кант представляет право в виде совокупности определенных условий, при которых произвольное поведение одного индивидуума может быть согласовано с произвольным поведением другого, по единому для обоих правилу свободы.
Коркунов, возражая Канту, считает, что термин право в качестве нормы свободы применительно к позитивному, развивающемуся исторически праву требует некоторого уточнения.
Юридические нормы, в любом случае, ограничивают свободу физического лица, ограничивая удовлетворение его желаний, потому, что они связаны и конфликтуют с интересами других индивидуумов. Отграничивая интересы множества лиц, право регламентирует пределы их реализации и, получается, что в результате оно ограничивает свободу людей.
А.Я. Вышинский выдвинул теорию права, основанную на догме, которая была приспособлена к административно-репрессивным органам Советского Союза. “Советское социалистическое право есть совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных социалистическим государством и выражающих волю рабочего класса и всех трудящихся, правил поведения, применение которых обеспечивается принудительной силой социалистического государства”.
Однако в учебниках «Советское право» была следующая формулировка: «Всякое право есть возведенная в закон воля господствующего класса».
Самое распространенное мнение о праве это то, что оно является нормой свободы. Такое его понимание возникает из констатации, что обществу характерна свобода в той же степени, в какой природе свойственна необходимость
Право характеризуется следующими признаками.
1.Право складывается из норм, другими словами из правил поведения, являющихся для всех обязательными. Суть этого показателя заключена в утверждении отличительного такого признака права, как простирание его на юридических и физических лиц, на муниципальные и государственные образования, на всей территории государства. Это его свойство продиктовано независимостью и верховенством власти государства, которое занимается разработкой законодательства.
Независимо от того, что право, как система законов и норм, распростирается абсолютно на всех граждан, круг адресатов конкретных правовых норм бывает различным. Например, норма, которая устанавливает налог на физические лица, обязательна для всех. Но те положения, которые касаются местных налогов, обладают силой по отношению к субъектам, которые осуществляют деятельность или проживают на какой-то определенной территории.
Нормы, установленные корпоративным договором, действуют только по отношению к работникам и акционерам этой фирмы. Область действия некоторых социальных норм бывает еще уже: например, предписания, касающиеся религии обязательны для лиц, которые исповедуют определенную религию.
Эстетических норм придерживаются лишь те физические лица, вкусам которых они созвучны, нормы политические применяются для членов определенной политической партии, которые разделяют и принимают ее политические установки.
2.Исполнение норм установленных правом охраняется и гарантируется государством. Правовые нормы, в большинстве своем соблюдается и исполняется добровольно. Но не все претворяются людьми в жизнь, благодаря внутреннему убеждению. В связи с этим за каждой нормой присутствует право государства на принуждение лица к исполнению, и за ее нарушение возможность применения принудительных мер.
Иногда правовые меры реализуются только из-за понимания того, что государство может применить определенные санкции за нарушение норм. Государство охраняет право в прямом смысле. Охрана его достаточно разноплановая и проявляется не только в виде санкций или юридической ответственности, но и в виде воспитательных, организационно-технических, организационных, превентивных, восстановительных и других мер госорганов.
Эти меры играют большую роль, так как они позволяют соблюдать в обществе правовой порядок, без применения дорогостоящего государственного репрессивного аппарата. Главный признак, отличающий право от социальных норм – это их обеспеченность государственным принуждением.
3.Правовые нормы всегда представлены в официальной форме: их утверждают в нормативных актах или же в таких юридических документах, как договора, судебные решения и др. Большая часть из них представлена в законодательной форме, и лишь некоторая часть права присутствует в иной форме. Поэтому право иногда не совпадает с законодательством. Оно намного шире него. Все иные социальные нормы такие, как нормы морали, традиции, обычаи и др. чаще существуют в форме общественного мнения или в виде устойчивых убеждений.
4.Юридические нормы обычно формально определены.
Это проявляется не только в письменном выражении юридических документов, но и в том, что они отличаются по содержанию своей определенностью, четкостью, кратким и предельно сжатым выразительным слогом. Это стало возможным благодаря правовым понятиям и выработанным за столетия определениям, использованию определенных правил законодательной техники.
Субъекты права благодаря данной определенности знают границы неправомерного и правомерного, свои свободы обязанности и права, вид, размер ответственности за правонарушение. Самое важное свойство права – это формальная определенность, она позволяет не только внушить строгость в общественный порядок, но и избежать неправильного толкования и применения юридических норм.
Стоит отметить, что слово закон означает предел поступков, предел движения, поскольку кон – это граница, а частица «а» предел.
5.Нормы права образуют разветвленную и детализированную систему, которая характеризуется согласованностью, единством и логической связью. Нормы морали, обычаи, в отличие от права, закрепляют только эталоны поведения и общие принципы. Системность вносится законодателем. Нормативные установки, существующие в поведении и сознании, этим свойством не отличаются.
Правовые нормы проявляют свойства регулирования только во взаимосвязи, в системе, так как общественные отношения также взаимосвязаны. При этом, чем выше согласованность правовых норм, тем право работает эффективнее. Несогласованность же между собой юридических норм или их противоречие приводит к их бездействию.
Следовательно, право следует рассматривать в субъективном и объективном смыслах: комплекс юридических норм, выраженных в государственных актах: закон, Конституция, указ, постановление, кодекс и т.д. – это объективное право; система обязанностей, свобод и прав граждан, вытекающих из множества правоотношений или закрепленных в законодательстве, принадлежащих индивиду от рождения – составляет субъективное право.
Причем в объективное право включается судебный прецедент, нормативные договоры и правовой обычай, а субъективное право – законные интересы.

В научных кругах полемика о различии между субъективным и объективным правом идет издавна, споры по этому поводу начались еще в римской юриспруденции, на эту тему и Европа, и США давно ломают копья.
Наибольшее обоснование эта концепция получила в прошлом веке, в немецкой юриспруденции и трудах русских правоведов до революции. Идея двух видов права собственно заложена в естественно-правовой доктрине.




Комментарии
Комментариев нет.
Добавить комментарий